Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
МБОУ - школа № 35 г. Орла
OBR57.ru

IT больше не элита: как рынок сам сделал технологии привилегией и почему они снова становятся новой грамотность

19.11.2025

 

IT больше не элита: как рынок сам сделал технологии привилегией и почему они снова становятся новой грамотностью, изображение №1

 

Разбираемся, что будет с IT уже в скором будущем.

В начале 2000-х умение установить драйвер или собрать компьютер было обычным делом. Кто-то сам настраивал интернет, кто-то учился верстать простые странички по книгам.

Со временем всё изменилось. IT-специалисты стали героями рекламы и сериалов, а программисты превратились в «новую элиту». Зарплаты подскочили в разы: в 2024 году среднестатистический айтишник получал около 150 тысяч рублей — в два раза больше средней по стране. При этом в России не хватает сотен тысяч специалистов. Так вокруг IT возник ореол эксклюзивности. Но навсегда ли это?

Почему «айти-звезда» больше не единственный путь

Сейчас этот пузырь постепенно сдувается. Да, программисты и инженеры остаются востребованными, но культ «звёздного айтишника» уходит. Работодатели всё чаще ищут специалистов, которые умеют объединять роли:

  • юриста, который понимает, как работает искусственный интеллект;
  • педагога, который умеет проектировать цифровые курсы;
  • инженера, который владеет анализом данных.

И это не фантазии, а вполне реальная и близкая перспектива: индекс цифровой грамотности россиян уже третий год держится на уровне 71 балл из 100.

А по данным опроса hh.ru73% россиян планируют в ближайшие годы развивать навыки, которые объединяют цифровое и человеческое: технологии + коммуникацию, технологии + критическое мышление.

По большому счёту, цифровая грамотность становится такой же нормой, как умение читать и писать.

А что в школе?

Сегодняшние школьники вполне успешно осваивают цифровые навыки через игры, соцсети и онлайн-сервисы. Но этого мало.

Цифровую грамотность нельзя сводить к механическому освоению инструментов. Важно учить молодёжь не только пользоваться технологиями, но и осознавать собственные склонности, не гнаться за мнимой «элитарностью» профессии, а искать точки соприкосновения с рынком и своими запросами. Подросткам нужен контакт с реальной практикой.

«Билет в будущее»: цифровая навигация в мире профессий

Здесь на помощь приходит федеральный проект «Билет в будущее». Это цифровая платформа профориентации, через которую уже прошли миллионы школьников.

Для подростка это понятный инструмент: диагностики, рекомендации, экскурсии и профпробы. Для родителей и учителей — опора на реальные данные рынка труда. Для бизнеса и государства — способ готовить будущих специалистов системно.

«Билет в будущее» соединяет технологии, педагогику и психологию: помогает ребёнку лучше понять себя и выбрать направление, которое будет востребовано завтра.

Вместо вывода

Уход от «элитарных пузырей» профессий уже начался: рынок уже не готов платить за искусственно завышенную ценность узких навыков. Востребованы будут гибридные специалисты, сочетающие отраслевые знания и цифровые инструменты. Для системы образования это сигнал: учить не только конкретным профессиям, но и универсальной цифровой грамотности. И чем раньше мы это осознаем, тем проще будет нашим детям, ведь новая грамотность — это не привилегия, а необходимость.

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.